Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 453263 Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Ленина, д. 60
  • +7 3476 330362
  • salmdou45@yandex.ru

Страничка воспитателя Пестовой Ларисы Анатольевны


Эссе  на тему: «Сотрудничество – успех воспитания».

           В работе с детьми я придерживаюсь принципа равенства и сотрудничества во всём вот уже 28 лет. Многие рассуждают на тему о современном педагоге, педагогической компетентности, новых требованиях ФГОС. Да, только соответствие новым стандартам, повышение педагогической грамотности, стремление идти в ногу со временем, обучаться - это желание творческого педагога. Ведь только творческому человеку всегда хочется достигать всё новых и новых вершин, добиваться поставленных целей, постоянно находиться в поиске. Мне кажется, воспитателем должны работать только доброжелательные, открытые и творческие люди, очень любящие детей. Себя я отношу именно к таким педагогам. Мои педагогические принципы соответствуют требованиям ФГОС, поэтому мне легче было усваивать новые требования. Я читаю много литературы, участвую в вебинарах и методических объединениях и всё больше убеждаюсь в том, что все новшества в  педагогике основываются на работах выдающихся психологов и педагогов прошлых времён. Отзывчивость, доброта, справедливость, ответственность это неизменные положительные качества людей во все времена. Людей не бывает «хороших и плохих» - все люди замечательные, интересные и индивидуальные.

           Во время проведения игры – я партнёр, который незаметно напоминает правила игры и способствует развитию сюжета. Правила в играх и поведении – для всех едины. На занятиях, я могу быть любым героем (бабушкой, Мудрой Совой, Старичком – Лесовиком, Лесником и т.д.), который проводит дидактические и развивающие игры, путешествует и беседует с детьми. Большое значение уделяю воспитательной работе. Всем известно, что главное в общении между людьми – это слово и поступки, что слово может ранить, обидеть, порадовать, исцелить, вдохновить, подружить и многое другое.


          Использую художественное слово – во всём его многообразии, слушая такие слова ежедневно, дети обогащают свой словарь, учатся договариваться, говорить вежливые слова, составлять рассказы и др. Но обязательно всё должно быть произнесено эмоционально - выразительно, чтобы ребёнок мог сопереживать сказанному. Например, прочитав произведения Я. Акима «Неумейка» - детям не хочется быть адресатом письма для Неумейки. В художественной литературе много произведений, которые способствуют развитию положительных качеств. Иногда дети добиваются от родителей проявления вежливости, гуманности – своим примером. Ведь сейчас многие родители, обращаясь к ребёнку, не называют его по имени, а слышится: «Эй, ты …», а все дети нашей группы знают, что такого имени не существует и называют свои имена. Если ребёнок слышит с рождения спокойную, эмоционально – выразительную, вежливую речь, значит, таков он будет в общении с детьми и взрослыми.

         На протяжении многих лет я использую коллективное творчество, как один из основных приёмов обучения взаимодействию, сотрудничеству и выражению своего отношения к окружающему миру. Видеть результат совместной деятельности, это - очень положительный всплеск эмоций и радости. Очень много картин было нарисовано детьми и каждая неповторима, выполнена в разной технике и из различных материалов.               Коллективное творчество с родителями вызывает у всех гордость, удовольствие от общения и совместной деятельности, служит стимулом для дальнейшей деятельности дома. Так же для этого мы организовываем разные конкурсы: «Символ года», «В гостях у сказки», «Наша семья за безопасность» и другие.

         Одна из моих главных целей в работе с детьми – научить ребёнка быть самостоятельным во всём: в игре, во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, в рассуждениях, в поведении на улице, общественном транспорте; в самообслуживании и т.д. Ведь так много разных опасных ситуаций окружает детей в нашем мире, поэтому нам надо научить детей быть осторожными и находить выход из любых ситуаций, а для этого необходимо развивать быструю эмоциональную реакцию на происходящее.  Конечно, я понимаю, что такое «взросление» диктует современное общество. И чтобы сохранить детям их счастливое время – «детство», надо доносить до них нужную информацию в игровой форме, где героями являются их любимые персонажи сказок и мультфильмов.

        Детям, сейчас, не достаточно знать: «что такое – хорошо, а что такое – плохо»; им нужно установить причинно - следственную связь действий, а это задача для всех взрослых, которые окружают детей. И добиться её можно только в том случае, если будут единые требования и методы воспитания всех участников педагогического процесса: воспитателей, родителей и самих детей. Решая задачи сплочения коллектива взрослых и детей, я так же провожу разные мероприятия, например: развлечение «Бабушкины секреты» - где бабушки делятся с детьми мудрыми советами; «Папа, мама и я – дружная семья» - интеллектуальная викторина; «Мы защитники» - совместное с родителями и детьми спортивное развлечение;   «Поможем птицам» - экологический рейд и другие мероприятия, направленные на воспитание у детей гуманных чувств и уважительного отношения к взрослым. Часто родители оправдывают безнравственные поступки своих детей, говоря: «В наше время только так и нужно делать…». Получается такая дилемма: «Мы воспитываем гуманность и доброжелательность у детей, а родители учат - противоположному». Поэтому, когда приходят в мою группу новые дети, с первого родительского собрания я провожу консультацию на тему: «От кого зависит будущее детей?». Предлагаю заглянуть в будущее детей с позиции родителей и детей, сотрудников по работе, семейных взаимоотношениях и др. При рассуждениях родителей о будущем детей и настоящем, подвожу к мысли, что необходимо создать единую воспитательную среду для детей, только тогда можно добиться поставленных целей.

       Довожу до сведения родителей новые требования ФГОС и тот факт, что они являются равноправным звеном в образовании, о необходимости повышать педагогическую грамотность, о создании развивающей среды в ДОУ и дома.  Обсудив с родителями основные воспитательно - нравственные задачи, родители заполняют анкеты: «Мой ребёнок – в семье». На родительских собраниях мы играем, смотрим фильмы – притчи, видео с участием детей в различных видах деятельности, проводим тесты, делимся семейным опытом на различные темы, обязательно отмечаем положительную динамику детей и родителей, обыгрываем проблемные ситуации, создаём картотеку развивающих игр и многое другое. Главный успех заключается в том, что родители стали проявлять  инициативность во всём: стали предлагать свою помощь в очистке участка от листьев и снега, ремонте оборудования и инвентаря, подготовке разных мероприятий, участии в НОД и утренниках, даже подготавливают выступление на собрании. Только благодаря открытости и доброжелательному отношению ко всем можно добиться таких результатов.  Слова Смайдо: «Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера», ещё раз подтверждают, что в каждом из родителей и детей заложено то драгоценное зерно, которое нам надо прорастить и получить хороший плодотворный урожай.

        Во время организации НОД  с давних пор я использую такой инновационный приём, как «использование одного методического пособия в разных развивающих, дидактических играх». Например, силуэты животных     (медведь, лиса, волк, заяц, петух) – выкладываются на фланелеграфе в определённой последовательности. Сначала я провожу игру «Назови лишнего», затем игру: «Будь внимательным!» (меняю местами животных и убираю один силуэт – дети восстанавливают первоначальный ряд); далее следует игра: «Назови, который по счёту», потом игра: «Кто где стоит?», далее игра «Кто выше?» и так, согласно плана, я составляю разные игры. Благодаря этому приёму, сокращаются паузы для выставления новых пособий, дети сами манипулируют силуэтами (предметами), развивают творческое воображение, инициативность, внимание и на протяжении всей деятельности у детей наблюдается познавательный интерес. Далее, используя этих животных в течение дня, дети придумывают сказку, рисуют иллюстрации к ним, используют в индивидуальных играх. Этот приём очень гармонично вписался в новые требования ФГОС и его можно назвать продуктивным. И так, шаг, за шагом, на протяжении посещения детьми нашей группы, я стараюсь добиться своей цели, проявляя творческий подход.              Дети, которые посещали мою группу, поступают в престижные школы и гимназии, успешно учатся в институтах, некоторые уже работают. Все их родители всегда были моими помощниками и сотрудниками в достижении главной цели. В свой адрес я всегда слышала только слова благодарности и видела искренний огонёк радости в глазах детей. Только это движет меня вперёд для открытия новых знаний, осуществления творческих планов и достижения новых вершин в педагогической деятельности. Я знаю, что дети, которые посещали нашу группу – не будут равнодушными, эгоистичными людьми и принесут в наше общество много положительного.

Обобщение опыта работы  "Воспитание грамотного пешехода и пассажира" на ГМО воспитателей, публикация в городской газете "Педагогический поиск"

Мы знаем, что из общего количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей 68% совершено с участием детей, находившихся  в  качестве пешеходов и 32% – в качестве пассажиров. Согласно ФГТ, одной из задач области «Безопасность» является: «Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства». Для решения этой задачи, учитывая годовой план по изучению ПДД и профилактике ДДТТ, я начинаю свою работу с изучения содержания возрастных требований к детям по изучению ПДД, создания развивающей среды – разрабатываю дидактические игры, кроссворды, атрибуты к играм, продумываю тему проведения открытого мероприятия с моим участием. Повторяю и изучаю методическую и художественную литературу с целью подбора материала для детей и родителей в «Уголок безопасности», а так же проведения организованной образовательной деятельности. Последние восемь лет я работаю в группе с общим недоразвитием речи детей. Поэтому, коллективное творчество детей – для меня является одной из основных форм организации деятельности детей. В старшей группе одной из коллективных творческих работ детей была с названием «Улицы нашего города», где посредством рисования, была изображена улица Ленина. В этом учебном году, я решила привлечь родителей, старших братьев и сестёр детей для организации коллективной творческой работы «Водители, пешеходы, пассажиры», используя любимую технику детей – пластилинографию. В марте, совместно с папами Руслана и Вани, мы сделали  « Макет улицы нашего детского сада». Дети делали дома и деревья, а папа Руслана выполнил чертёж улиц. Этот макет отвечает моему принципу – «многофункциональности» атрибутов и является популярным в игре детей. Придерживаясь этого принципа, мы сделали дорожные знаки, приклеенные скотчем к картону. Эти знаки дети любят обводить восковыми мелками и рисовать содержание дорожного знака. При демонстрации знаков воспитателю, детям и родителям – они называют сделанные дорожные знаки, закрепляя знания о них. Я считаю, что через тактильное восприятие предметов, дети намного быстрее осваивают ПДД.

При организации коллективных работ, я придерживаюсь таких принципов.

-Участие в работе – строго по желанию детей

-Начинать организацию работы нужно с приготовления материалов и оборудования без объявления темы, чтобы заинтересовать детей.

-Для определения темы, использовать различные приёмы: загадки, разгадывание кроссворда, словесные игры, создание проблемной ситуации.

-Содержание картины дети и родители придумывают самостоятельно, а воспитатель – один из участников.

-Вариативность используемого материала. Это может быть и гуашь, краски, пластилин, соль, тесто и т.д. Материал выбирают дети.

-Вариативность использования коллективной работы в образовательной деятельности.

-Оформление рамки для организации выставки в раздевальной комнате.

Все мы знаем, что какое бы ни было  индивидуальное изображение, оно всегда смотрится замечательно на общем фоне коллективных работ. Дети испытывают огромный положительный эмоциональный восторг от восприятия этих картин окружающими и гордость за своё творчество. А самое главное, что при обсуждении картин с взрослыми и детьми – идёт развитие связной речи, закрепление правил дорожного движения и активизация словаря. В дальнейшем эта картина служит атрибутом для составления рассказов, проведения дидактических игр или становится подарком  малышам. Например, планируя в первой половине дня ситуативный разговор по правилам дорожного движения, я дополняю коллективную работу «Водители, пешеходы, пассажиры» различными объектами  во время дневного сна детей.  Это может быть и малыш на мотоцикле, едущий  по дороге; ребёнок с мячом на проезжей части; неправильно расположенный дорожный знак и т.д. Внимательные дети, обнаружив изменения, вечером обращают внимание родителей на новый объект, происходит обсуждение проблемной ситуации с родителями  и сверстниками. Утром проходит ситуативный разговор с участием воспитателя, а вечером, в самостоятельной продуктивной деятельности детей, как правило, 2 -3 ребёнка отражают созданную опасную ситуацию в своих рисунках. Так, на протяжении довольно длительного времени, можно поддерживать интерес к коллективной работе, а значит и закреплению ПДД.

Для определения уровня знаний и умений детей по ПДД, я провожу такие игры: «Исключи лишнее», «Игра в слова», «Группы дорожных знаков», «Виды транспорта», «Поле чудес», «Узнай дорожный знак», «Расскажи о картине». Критериями оценки знаний детей являются: объём и полнота знаний о правилах безопасного поведения на дорогах, дорожных знаках; точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения на дорогах; уверенный показ знаний правил дорожного движения на практике при проведении игр – тренингов на «транспортной площадке».

Благодаря целенаправленной планомерной работе администрации ДОУ, сотрудничеству с родителями и творческому подходу воспитателей к профилактике детского дорожного травматизма и изучению правил дорожного  движения, дети становятся полноправными, воспитанными и уверенными пешеходами и пассажирами нашего города.